Действительное и кажущееся в истории Фабрегаса и «Барселоны»

22.8.2014, 21:50

фото

Я давно знаю, что Франсеск великолепен. А часто и совершенно великолепен. И после первого матча за «Челси» и первого матча в английской Премьер-лиге спустя трехлетний перерыв все тоже снова начали об этом говорить. При этом едва ли не у всех преобладает то мнение, что и в своем великолепии, а не просто в выступлениях в АПЛ, Фабрегас делал трехлетний перерыв. Будто бы его возвращение на родину в Каталонию было неудачным, и там мы наблюдали не лучшего Фабрегаса. И что главная причина этого лежит в том, что особенный барселонский стиль, которому Фабрегас учился в детстве и юности и который был для него тогда родным, в его 24 года, в какие он вернулся в Барселону после 8-летнего пребывания в Лондоне у мсье Венгера, стал для него за время этого разлучения уже совсем чужд, именно из-за сего мсье Венгера и стиля футбола того острова, на котором Лондон находится. Все это объяснение даже как-то лежит на поверхности, потому его и придерживаются, наверное, едва ли не все. Но в том-то и ловушка, что оно лежит на поверхности и может не передавать причины истинной, которая лежит глубже. Поэтому, я думаю, не все так очевидно. Вернее, все очевидно, но по-другому.

Я, к возможному вашему удивлению, вовсе не нахожу вышеприведенной причины, а нахожу две другие причины тому, почему Фабрегас вроде бы не показывал за «Барселону» свою лучшую игру. Хотя если подумать еще лучше, то главная причина из них одна и она, в сущности, изначально и породила вторую, продолжая при этом самостоятельно оказывать влияние на все происходящее и после этого порождения. Но сначала о второй причине. О том, почему Фабрегас действительно играл хуже всей своей возможности.

Дело всего-навсего в том, что Фабрегас не получил в «Барселоне» на постоянной основе свободы действий, которая ему столь нужна. Фабрегас из тех игроков, которые все свои возможности показывают только в роли свободного художника – потому что Фабрегас действительно футбольный художник. В условиях его сковывающих, ограничивающих он, как и свойственно тонкой художественной натуре, начинает киснуть и терять ту творческую искру и вдохновенное просветление, которые и делают его художником. Обычное житейское дело. Понятно, что его высочайшее мастерство все равно не позволит ему даже в этом случае опуститься ниже высокого мирового уровня. Но это уже будет не то.

И в «Арсенале» он воистину творил и был великолепен согласно своему футбольному дару, потому что там он имел полную свободу действий, потому что там он был главным художником.

И здесь, я полагаю, вы уже начинаете понимать, в чем находится первая причина, главная, которая и предрешила то, что в «Барселоне» Франсеск не получил свободы действий.

Сегодня вы можете как угодно принижать Хави, Иньесту и Месси, но, как бы вы ни пытались (если вы все-таки зачем-то пытаетесь), со временем вам будет все сложнее оспорить их величайшую футбольную силу. Это люди, которых я, без сомнения, называю футбольными гениями – теми, кто имеет выдающийся футбольный ум. И в современном футболе они и еще, вероятно, Пирло являются единственными, кто достоин такого наименования. Фабрегас хотя и недалеко от них находится, все же на данный момент уступает им. Поэтому придя в «Барселону», Фабрегас уже заранее не мог получить ту свободу деятельности, которая ему была нужна и которая была у него в «Арсенале», так как в новой команде были игроки, у которых эта свобода уже была и у которых ее отобрать даже по чисто спортивным принципам было почти невозможно ни одному футболисту в мире. Наибольшая свобода была, конечно, у Месси, но и Хави с Иньестой обладали ею в середине поля, являясь там главными людьми в принятии решений и построении игры. Фабрегасу оставалось лишь то, что оставалось, и он поэтому часто не находил себе достаточного места для своей собственной игры, был вынужден подыгрывать, поддерживать замыслы своих еще более искусных товарищей по команде, а не творить игру самому. Все это для Франсеска и выливалось в то, во что выливалось.

Но Хави, Иньеста и Месси, таковые, каковые они были и есть, не только заранее определили то, что Фабрегас не получит такой свободы, которой он хочет и которая ему нужна, но они создали и другую причину – на этот раз не того, почему он играл хуже себя прежнего, а того, что казалось, что он играет хуже себя прежнего. Фабрегас ведь хоть и был в своих действиях более скован, чем в «Арсенале», часто, даже несмотря на это, а часто, когда пропускали матч ведущие игроки, играл так же прекрасно, как и раньше. Очень часто он так играл. Но этого не было так видно, как раньше, это не выделялось зрителями так, как раньше, потому что на не менее прекрасном фоне его товарищей по команде это никак не выделялось совершенно естественно; а обычно выделялось даже в отрицательную сторону, так как его товарищи по команде составляли из себя не просто не менее прекрасный фон, а фон даже более прекрасный. Ведь все в нашем мире относительно. И даже не только эта троица в этом виновна. Тот же Бускетс вряд ли уступит своим игровым интеллектом Франсеску; скорее всего, и Неймар; да и все остальные игроки «Барселоны» по своему среднему уровню игрового интеллекта, скорее всего, превосходят в этом остальные команды.

Это для «Челси», и я говорю без какого-либо оскорбления или неуважения, игрок такого уровня интеллекта, как Фабрегас, выделяется среди остальных игроков команды. И Моуринью на этот раз не лукавит, говоря, что такого игрока у «Челси» не было. Зачем, собственно, даже слушать в этом Моуринью, если это было видно невооруженным глазом – или вы сами не заметили той явственной интеллектуальной перемены в игре «Челси» уже в первом матче с участием Фабрегаса? Да я не просто заметил ее – я прямо следить за «Челси» теперь начну!

Фабрегас бы выделялся своим футбольным умом почти в любом клубе мира, а не только в «Челси». Но не в «Барселоне». Там он не то, что не выделялся этим положительно, а, как я уже сказал, в общем, выделялся даже несколько отрицательно. Это Фабрегас-то! Без преувеличения, великан футбольной мысли!

Потому, конечно, от ухода Фабрегаса из «Барселоны» и от его перехода в «Челси» выиграли все, как это, может быть, не грустно на первый взгляд, ведь все-таки человек покидал родной дом, уже второй раз, уже после того, как с такой надеждой вернулся в него после первого отъезда. Но не надо нисколько грустить. Фабрегас отправился в свое новое путешествие, в которые он своей свободной творческой личностью так любит отправляться на самом поле. Он отправился с новыми большими надеждами, с великим интересом и воодушевлением исследователя неизведанных просторов. И самое главное – что определяет решительно все – он подстригся, скинув с себя любую возможную тяжесть прошлого, облегчив свои думы и освободив себя для нового пути. Я верю в него. С большим интересом и удовольствием буду наблюдать за ним и восхищаться его новым свободным творчеством.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:


Персоны ФК Челси в новостях

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: